Информация об участии
Метод проектов
Разноуровневое обучение
Блочно-модульные технологии
Обучение в сотрудничестве
Коллективный способ обучения
Портфель ученика
Проблемно-поисковые технологии
Нетрадиционные формы урока
|
"Портфолио" ученика
– инструмент самооценки познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности (самонаблюдение, размышление, формирование у учащихся способности к объективной самооценке).
Ученик по собственному выбору либо по заданию учителя отбирает в свое «досье» работы, выполненные им на уроке самостоятельно в классе (контрольные работы, тесты, сочинения и пр.) или дома (домашние задания) или во внеклассной работе (проекты, рефераты, доклады и т.д.). Отбор ведется либо по одному или разным предметам в течение одного года (четверти) или на протяжении всех лет обучения (например, творческие письменные работы или проекты).
«Портфель» предваряется объяснением ученика, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа сопровождается также кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось (имея в виду полученное задание), а что нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов работы. Каждая такая работа предусматривает аргументированную коррекцию ошибок.
Главное в такой работе – самооценка ученика, причем в виде рассуждения, аргументации, обоснования.
Время от времени ученик выставляет свой «Портфель» на презентацию в классе или в группе, чтобы показать свое продвижение в выбранной им или его учителем области знания, доказать, что он приложил максимум усилий, и поэтому его самооценка совпадает (или не совпадает) с оценкой учителя, родителей, группы экспертов (из числа учащихся).
Такой «Портфель» может касаться не только академических успехов, но и коммуникативных, спортивных, культуры, поведения и пр.
Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:
1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности
2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если ученик принимает решение проследить свои успехи в отдельном учебном предмете, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области.
3. Структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
4. Аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля».
5. Целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфеле» материалов.
6. Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля» ученика.
|